Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура сообщает о пожарной безопасности в лесах на особо охраняемых природных территориях

Более 90 % лесных пожаров возникает в результате антропогенных факторов, от которых могут пострадать уникальные природные объекты и комплексы.

На всех особо охраняемых природных территориях действует режим их особой охраны, который предусматривает запрет на их свободное посещение. Такие ограничения направлены, в том числе, на снижение антропогенной нагрузки и минимизации рисков возникновения пожаров по вине человека.

За нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах предусмотрена административная ответственность по ст. 8.39 КоАП РФ.

Правила пожарной безопасности в лесах относятся к иным правилам охраны и их нарушение в пределах особо охраняемых природных территорий также отхватывается этим составом административного правонарушения.

Если в результате незаконных действий произошло уничтожение или повреждение лесных насаждений на особо охраняемой природной территории, то виновный может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 261 УК РФ.

Кроме того, возникнет обязанность возместить причиненный ущерб в гражданско-правовом порядке. 

Помощник Ростовского межрайонного природоохранного прокурора юрист 3 класса А.П. Ярошенко

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура сообщает об ответственности за нарушение порядка посещения особо охраняемых природных территорий

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ к особо охраняемым природным территориям (далее - ООПТ) относится участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен особый режим охраны.

В законе выделяются семь основных категорий ООПТ: заповедники, национальные парки, природные парки, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, а также лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Законом предусмотрено, что органы государственной власти могут устанавливать и другие категории ООПТ (городские леса и парки, зеленые зоны, памятники садово-паркового искусства, биостанции, микрозаповедники, охраняемые природные ландшафты, речные системы, береговые линии и др.).

Общее количество различных категорий ООПТ в России превышает 250 наименований. ООПТ могут иметь федеральное, региональное и местное значение.

За нарушение режима особо охраняемой природной территории законодательством Российской Федерации наступает административная (ст. 8.39 КоАП РФ) и уголовная (ст. 262 УК РФ) ответственность. 

Помощник Ростовского межрайонного природоохранного прокурора юрист 3 класса А.П. Ярошенко

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура сообщает об ответственности за неуплату экологического сбора

Экологический сбор представляет собой обязательный платеж для производителей и импортёров товаров, которые не занимаются самостоятельной утилизацией отходов своей продукции.

От уплаты освобождаются организации, которые самостоятельно утилизируют отходы, заключили договор на утилизацию со сторонними компаниями или производят товары, вывозимые из РФ для утилизации за рубежом.

Уплата сбора должна производиться до 15 апреля года, следующего за отчётным периодом.

За неуплату экологического сбора предусмотрена административная ответственность по статье 8.41.1 КоАП РФ.

Важно учитывать, что сбор уплачивается отдельно по каждой группе товаров и упаковки. Он не входит в единый налоговый платёж, а отчётность о выполнении нормативов утилизации подаётся одновременно с расчётом суммы сбора. 

Помощник Ростовского межрайонного природоохранного прокурора юрист 3 класса А.П. Ярошенко

Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура сообщает о порядке отстранения производственных охотничьих инспекторов от осуществления производственного охотничьего контроля

С 1 сентября 2025 года вступает в силу новый Порядок отстранения производственных охотничьих инспекторов от осуществления производственного охотничьего контроля, утвержденный приказом Минприроды России от 03.04.2025 № 172.

Отстранение осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на основании решения, в которое внесены основания отстранения.

Срок отстранения - один год со дня принятия решения.

Уполномоченный орган ведет журнал учета отстранения производственных охотничьих инспекторов от осуществления производственного охотничьего контроля.

Ранее действовавший приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2014 № 1 «Об утверждении Порядка отстранения производственных охотничьих инспекторов от осуществления производственного охотничьего контроля» утратит силу с 01.09.2025. 

Помощник Ростовского межрайонного природоохранного прокурора юрист 3 класса А.П. Ярошенко